Перейти к содержимому
6 лучших стендап-концертов 2022 года. От сольника Сергея Орлова до женских спэшлов

6 лучших стендап-концертов 2022 года. От сольника Сергея Орлова до женских спэшлов

Дзен Виталий Халюков

Не сравнить с прошлыми годами.

2022-й – худший год для российского стендапа, и этого следовало ожидать. Особенно если вспомнить, что еще год назад были совсем другие времена, а топовые стендап-спэшлы выходили чуть ли не пачками. Из них можно было собрать полноценную десятку, выкинув несколько крутых, но все же недотянувших релизов. Теперь все иначе.

Но это не значит, что стендап умер или что в нем не осталось смешных комиков. Многие шоу продолжались и продолжаются, а некоторые форматы даже ухитрились родиться в 2022 году. И качественные спэшлы все равно выходили. Мы собрали лучшие релизы года и постарались зацепить разные зрительские категории.

Артем Калантарян – «Дерьмо Калантаряна»

Невстраиваемый сольник вышел 6 января, поэтому он скорее относится к прошлому комедийному сезону. Но это так, формальности. Названию концерт Артема Калантаряна не соответствует – это отличный мрачно-абсурдный спэшл от одного из самых недооцененных комиков Stand-Up Club #1.

С одной стороны, Калантарян подавал все очень нагло и уверенно. С другой – это по-прежнему подвид комедии самобичевания. Жирнейший плюс, что у Артема практически нет безликих шутеек, которые мог бы произнести со кто угодно. Почти все заходы либо формируются из жизни Калантаряна, либо пропущены через нее. Однозначный топ.

Константин Бутаков – «Че ты лыбишься?»

Уникальная для России история: человеку почти 50 лет, но он комик, а не юморист. Стендапа для взрослых действительно не хватает. Тем более, независимого, а не бенефисов медийных лиц с ТНТ. Как будто для российского зрителя стендап – очень молодежный жанр. Хотя почитаемым звездам западной комедии, вроде Стюарта Ли и Луи Си Кея, уже хорошенько за полтос. Так вот, Константин Бутаков – редкий случай, когда российский комик в возрасте производит ни разу не стыдный стендап.

Да, многие темы и шутки рассчитаны на публику постарше. Все-таки Бутаков пишет про себя. Но он так убойно подает материал и вставляет столько неожиданных панчей, что вы в любом случае несколько раз засмеетесь. Отличное доказательство, что качество юмора не должно зависеть от возраста автора и его целевой аудитории.

Ирина Мягкова – «Взрослая»

Еще один концерт из начала года. Мы уже сравнивали этот сольник со спэшлом Зои Яровицыной, другой звезды «Женского стендапа». Оказалось, что если вытащить Ирину за пределы ТНТ, получится вдумчивая, цельная и смешная комедия с харизматичной подачей и расчетом на взрослую аудиторию. Если же вытащить Яровицыну, получится тот же форматный «Женский стендап».

Опытная комикесса начинала еще в «Убойке», а сейчас доказала, что умеет прогрессировать и, например, тонко обыгрывать заходы. Мягкова круто поиграла с надоевшим приемом «один мой знакомый». Сначала сообщила, что родственники попросили ее вуалировать упоминания, а после уточнила: «Одна моя знакомая, которую тоже родила моя мать». Просто, но красиво. И сам сольник, может, и не претендует на статус шедевра, но восхищает профессионализмом.

Сергей Орлов – «Самозванец»

Уже понятно, что Орлов – главный стендапер поколения, да? Он прямой и приземленный, но умеет писать дико смешные шутки и пользоваться провинциальной харизмой. А еще он в разы продуктивнее коллег-комиков, но ухитряется не терять в качестве панчей. И «Самозванец» – тот момент, когда Серега вышел на совсем уж новый уровень.

Его спэшл снят не хуже, чем у комиков с Netflix и HBO, а шутки на понятном языке все равно не кажутся чем-то банальным. Он даже в наблюдениях исследует собственную личность, а не просто делится приколом. Непонятно, кому Орлов продал душу, чтобы так жестко держать уровень качества контента, но сейчас у него нет даже приблизительных конкурентов среди российских независимых комиков. Главный сольник года.

Елизавета Варвара Аранова – «Блин, мама меня убьет»

Узнаваемая комедиантка со Stand-Up Club #1 наконец доросла до монолога на Outside Stand-Up. Большим концертом это не назовешь (тут всего лишь двадцать минут), но это солидный шаг вперед. И вообще для Лизы Арановой год выдался продуктивным – под конец она много и красиво выступала в разных форматах. Особенно удачным оказался опыт в новом шоу «Женщины-комики».

https://youtu.be/n1P6tX-mC1c

Я знаю многих людей, кого раздражает подача Арановой. То ли из-за дикции, то ли из-за манеры кричать. Но для тех, кто уже давно привык к ее своеобразной харизме в различных шоу Stand-Up Club, это подарок и очень приятный контент с хорошо написанным материалом.

Дима Колыбелкин – «купи пожалуйста пиццуисникерс ты дороже мне чем жизнь»

Колыбелкин – талантливый комик с уникальной фактурой. Он много где мелькал и был смешным, но долгое время сидел без собственного концерта. В этом году у Димы набралось достаточное количество проверенного материала и так родился его сольник. Отличный, очень поп-культурный и невероятно легкий.

На самом деле сольник Колыбелкина зашел бы в топ года, даже более богатого на стендап-релизы. Дима классно ухватил общее настроение большинства поздних миллениалов и лайтово поговорил с ними об их и своих проблемах. Лучшее, что выходило под конец 2022-го.

У «Женского стендапа» появился мощный конкурент. Он уделывает шоу с ТНТ

«Кринж-стендап» – шоу, где шутят хуже, чем в КВН. Но оно помогает понять работу комиков

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.