
Почти год назад скончался Антон Буслов – человек, который боролся с раком, смеялся над раком и прожил с лимфомой Ходжкина целых три года. Одно из последних сообщений Антона начиналось так: «Скорее всего, через неделю я буду гореть в печи крематория». О своей болезни Буслов рассказывал в соцсетях и вел колонку в The New Times. Это было смело, смешно и оригинально – Антон не согласился на роль ноющего овоща, а подробно описывал все ощущения и делал посты не только о болезни, но и о жизни. В его текстах не было ни грамма жалости к себе – только ирония и желание жить.
За этот год я подписался на аккаунты двух ребят, которые тоже заболели раком. К сожалению, один из них недавно умер: этот парень построил себе роскошное тело, но даже оно не помогло ему выжить. Второй, к счастью, идет на поправку: его лимфома вроде бы отступает, и скоро (я надеюсь) он сможет снова работать татуировщиком.
Читать дневники людей, столкнувшихся с раком, крайне интересно: начинаешь по-другому смотреть на жизнь. Это что-то вроде джобсовского «А что, если этот день будет последним?», но в менее радикальной форме. Человек заболел и хочет донести до подписчиков мысль о том, что смерть – реальна, а приблизиться к ней можно в любой момент.
Так происходило (происходит) и у Буслова, и у качка Ильи, и у тату-художника Рината. Но пару дней назад я увидел посты 20-летнего Дмитрия Борисова, которому тоже не повезло: 14 июля у него обнаружили четвертую стадию рака. Структура сообщений выглядит так: я классный и умный парень (достижения в жизни и в учебе), мне назначили 10 химий, оплачивают только две, переведите мне денег. На странице Борисова во «ВКонтакте» – текст Романа Супера «Когда твоя девушка больна» (отличный) и «Как все устроено» о реформе здравоохранения. Последняя видеозапись – тоже про онкологию. В фейсбуке – анонс серии колонок для сайта «Эхо Москвы».

Есть мнение, что это не совсем правильно. Конечно, всем, кто болеет раком, стоит пожелать скорейшей ремиссии, но нужно разделять посты для себя и посты для аудитории. Как мне кажется, Буслов, Илья и Ринат вели (ведут) дневники в первую очередь для того, чтобы не сдаваться самим: например, инстаграм Рината – яркое пособие о том, как любить жизнь. В случае Борисова все иначе: Дмитрию очень хочется показаться парнем из фильма «Достучаться до небес» или «Пока не сыграл в ящик», но получается это так себе. Слишком много активности направлено на жалость к себе и на PR – и пока эта попсовость отталкивает.
Хотя, повторюсь, желаю Борисову сил и упорства в борьбе с онкологией.
P.S. Если бы я заболел раком (думал об этом много раз), я бы ненавязчиво (в стиле Буслова) собирал деньги не только на лечение, но и в фонд букмекерской конторы. Ставок было бы всего две: «выживет» или «не выживет» с меняющимися коэффициентами и конкретными дедлайнами. В случае моей смерти все оставшиеся после расчета с победителями деньги отправились бы на благотворительность.