Появление на платформе профессиональных журналистов с телика породило тренд на документалки. Рассказываем о самых ярких.
Недавно появилась информация о том, что Юрий Дудь снимает документальный фильм о теракте в Беслане к 15-летней годовщине трагического события. Эта документалка станет для команды «вДудя» уже десятой.
Конкуренты и каналы совсем иной тематики тоже подхватили тренд – сейчас документальный формат используют не только бывшие телевизионщики, но и, например, научпоп-блогеры. А телеканалы заливают фильмы из архивов на YouTube, давая им новую жизнь. Ниже – главные маствотчи в жанре документального кино.
Новая жизнь контента с ТВ
«Идущие к чёрту»
Шикарнейший документальный сериал Бориса Соболева, который раз и навсегда закрыл тему экстрасенсов и прочих гадалок. Почти трёхчасовой фильм из трёх серий был выпущен ещё в 2017 году на канале «Россия-1». Уже тогда он вызвал несколько скандалов и разбирательств с популярными экстрасенсами. Но настоящий ажиотаж ждал документалку после публикации на ютубе в январе 2019-го – видео быстро расфорсилось в соцсетях, а после тему подхватил популярный блогер-однофомилец Бориса. Сейчас у трёх выпусков в совокупности более 10 миллионов просмотров.
Сериал «Идущие к чёрту» раскрывает гигантские мошеннические схемы целых корпораций по предсказанию будущего и лечению неизлечимых болезней. Попутно раскрывается откровенный обман популярных передач, вроде «Битвы экстрасенсов» и рисуется не самый приятный портрет каждого шарлатана. В конце концов, не понимаешь, что больше шокирует: глупость и доверчивость простых людей или мошеннический талант бессовестных аферистов. А среди внезапных пасхалок есть фото Андрея Тарковского на одной из тусовок в квартире ясновидящей Джуны.
«Гибель империи»
Фильм совместного производства НТВ и «Фонда Егора Гайдара», снятый одним из лучших журналистов России и корреспондентом программы «Намедни» Алексеем Пивоваровым. Документалка анализирует реальные причины распада СССР, развеивая народный миф о том, что пришёл Горбачёв с американцами и всё испортил. Фундаментальная причина краха сверхдержавы – экономическая, и тянулась она ещё со времён Сталина.
Подробно обо всём рассказано в первые минут 45 часового фильма. Концовка же выглядит спорной – авторы слишком обеляют Гайдара, Чубайса, Авена и других молодых экономистов-реформаторов, которых в народе принято ненавидеть.
Но даже такая альтернативная точка зрения (оно и понятно – фильм снят по книге Гайдара и на деньги его фонда) даёт повод задуматься. У документалки есть продолжение о 90-х, где этот позитивный взгляд порой доходит до абсурда, поэтому рекомендуем смотреть исключительно «Гибель империи».
Фильмы Леонида Парфёнова
Всё, что делает титан отечественной журналистики, определённо заслуживает внимания. Особенно, если речь о его фирменных докудрамах (смеси документального и художественного кино) – это автоматический гарант качества. Большинство людей из профессии и других энтузиастов, интересующихся вопросами культуры, давно посмотрели всю фильмографию Парфёнова. Но с появлением на ютубе фильмы раскрылись заново с предисловиями автора.
Сейчас на канале выпущена трилогия «Русские евреи», «Цвет нации», о фотографе Проскудине-Горском, и «Глаз божий» – о Пушкинском музее и коллекциях братья Морозовых и купца Щукина (крайне актуально сейчас, в период кросс-выставки Эрмитажа и Пушкинского).
Оппозиционный сегмент
«Возраст несогласия»
Продолжая тему талантливейших НТВ-шников, нельзя забывать об Андрее Лошаке. Ещё в годы работы на телеке он создал несколько шикарных фильмов – от уморительного мокьюментари-сериала «Россия. Полное затмение» до повторения знаменитого маршрута Радищева в сеттинге России-2014 («Путешествие из Петербурга в Москву: Особый Путь»).
Но самая нашумевшая в рунете документалка Лошака – сериал 2018-го года «Возраст несогласия» о юных участниках митингов. Многосерийный документальный фильм был снят для телеканала «Дождь», но почти лишён перегибов и откровенной пропаганды, показывая достаточно объективный взгляд камеры на молодых людей, проживших всю свою жизнь при режиме Путина.
«Хуизмистерпутин»
Документальный фильм вышел на канале оппозиционного СМИ «Радио Свобода» ещё в конце 2015-го года, но свеж и актуален до сих пор. В последнее время журналисты и документалисты всё чаще осмысляют личность Владимира Путина. Один из недавних и лучших примеров – «Свидетели Путина» Виталия Манского. Но здесь основное повествование концентрируется на первых днях Путина у власти, тогда как журналисты «Радио Свобода» копнули ещё глубже, изучив петербуржский период.
Авторы нашли спикеров, помнящих нынешнего президента РФ ещё совсем молодым, и узнали несколько фактов, которые уже несколько лет старательно скрываются. В фильме расследуются неоднозначные сделки, к которым причастны криминальные авторитеты, и разобран кейс загадочной фирмы SPAG. «Хуизмистерпутин» до сих пор остаётся самым радикальным и смелым расследованием засекреченного прошлого Путина, а его создатели порой не стесняются в выражениях, намекая на полублатное и криминальное прошлое президента.
«Театральное дело»
Если вы думаете, что с освобождением Кирилла Серебренников из-под домашнего ареста дело «Седьмой студии» завершилось, то глубоко ошибаетесь. Процесс над шестью людьми, причастными к руководству «Платформой» и «Гоголь-центром» всё ещё продолжается, а в его реальные тонкости мало кто посвящён. По крайней мере, был. Примерно год назад вышел фильм-расследование Катерины Гордеевой и Романа Супера, которые разбирались, откуда растут ноги у этого дела.
Документалка не просто иллюстрирует абсурдные методы современного российского «правосудия», но и попутно рассказывает о биографии Серебренникова, создании «Гоголь-Центра», «Платформы» и особенностях управления культурным учреждением. Это не скучное расследование с сухими фактами, а полноценное эмоциональное кино о чувствах всех жертв этой истории – от бухгалтера театра до отца Серебренникова.
«Эпидемия»
Называть фильм, который создают Антон Красовский и канал RT, оппозиционным – довольно спорно. Но на деле повествование и методы этого фильма вполне противоречат тенденциям системы, которая крайне избирательно формирует статистику о больных ВИЧ, и толком не предлагает полноценных методов лечения на платформе государственных учреждений. Плюс само название выглядит вызывающим – российская власть никогда не позволит себе использование слов СПИД и «Эпидемия» в одном предложении.
Этот документальный сериал не просто познавательный, но и очень полезный. О СПИДе у нас говорить не принято, отсюда печальная статистика и популярность течения ВИЧ-диссидентов. Уже первым 20-минутным выпуском Красовский хлёстко закрывает этот вопрос, сталкивая монологи популярных людей, отрицающих ВИЧ, со статистикой и мнением учёных. В следующих двух выпусках ещё более дикие истории, жертвами которых оказываются дети и слишком доверчивые религиозные люди.
Навальный
Тут подробно объяснять ничего не надо – все видели «Димона» и «Чайку». Относиться к этому можно по-разному, и слово «документальное» к этим расследованиям, может быть, подходит не идеально. Но как журналистская работа, уже по своему резонансу, работы ФБК, безусловно, топ-уровень.
Блогеры, создавшие тренд на документальное кино в YouTube
«вДудь»
Первопроходец, без которого волны переселения телевизионщиков на YouTube просто бы не случилось. Сначала показал, что даже полуторачасовое интервью могут посмотреть миллионы, а затем то же самое проделал с документалками. Его фильм про Сергея Бодрова – уже веха в истории российского ютуба.
Далее Юра продолжил эксплуатировать тему 90-х, сняв фильмы про ветерана чеченской войны, MTV, Алексея Балабанова и Сергея Супонева. Затем спектр расширился и появились уже более статусные работы – про Олега Табакова, Московский музыкальный фестиваль мира и русского тренера в Замбии.

А документалка про Колыму стала едва ли не главным хитом года на ютубе, вызвав резонанс, дошедший не только до историков, но и до депутатов с пропагандистами.
«А поговорить?»
Дудь, конечно, хорош, но по глубине и, особенно, технической составляющей канал «А поговорить?» его откровенно уделывает. Яркий пример – цикл об эмигрантах, который почти параллельно выходил на трёх каналах – «вДудь», АП и «Редакция» (о которой позже). Почти весь текущий сезон Юра раскрывал судьбы самых разных эмигрантов, но выборка получилось странной, а выпуски неровными. В то же время Ирина Шихман взяла сугубо Лондон и раскрыла ровно те же вопросы, только значительно шире и подробнее.
Впрочем, документальным сериалом эти поездки можно назвать чисто условно. Если же говорить о настоящих документальных фильмах АП, то они берут более точечные и взрослые темы, чем Дудь. Даже о рэпе они говорят в контексте 90-х и зарождения хип-хоп культуры в России.
Документалки от команды Шихман собирают обычно мало, но получаются очень зрелищными и содержательными: что душевнейшие истории актёров «Гоголь-центра», что уютные монологи младших представителей актёрских династий. Но главное достижение, которое уже стало визитной карточкой канала «А поговорить?» – это душераздирающий и мегаполезный двухсерийный фильм о русской тюрьме. Свежие спикеры, шокирующие истории и абсолютно исчерпывающий рассказ обо всех тонкостях судебной системы – это не просто очередное подтверждение, что сегодня в тюрьме может оказаться каждый, но и гайд по выживанию в ней.
«Редакция»
Алексей Пивоваров совершенно точно себя клонировал или просто перестал спать. Иначе сложно представить, как он еженедельно выпускает топовые репортажные видео с большим количеством спикеров. Канал «Редакция» – пока что лучший образец журналистики на российском YouTube.
По большому счёту, почти каждый выпуск можно было бы назвать документальным фильмом, раз уж Дудь и Шихман приучили нас считать аналогичные видео документалками. Отдельный плюс, что каким-то чудом гигантские исходники всегда умещаются в часовой (а зачастую и более короткий) выпуск. Смотреть (особенно тем, кто интересуется настоящей журналистикой, а не вот этим всем, чем я тут занимаюсь) нужно абсолютно каждый ролик, поэтому здесь ограничусь только примерами самых ярких.
«Как шутить о политике в России?» Дудь сделал нечто странное и слишком общее с довольно спорными героями. Собчак вообще вытащила не очень-то актуальные лица, и в целом выпуск получился неровным. Пивоваров же взял абсолютно конкретную тему, максимально разношёрстных и узнаваемых спикеров и смонтировал всё в очень ёмкое зрелищное видео – всего на 27 минут.
«Все (не) матерятся». Мат – всегда актуальная для России тема. Вопрос разобран со всех сторон, герои мегапопулярные, а вдобавок есть ещё и весёлый матерный диктант с анализом лингвиста.
«Кто и как борется за женские права в России». Аналогичный выпуск у Собчак с круглым столом превратился в нечто инфернальное и негативно сказался на и без того ужасном лице феминизма в России. Далёкий от этой темы Пивоваров экстерном в неё погрузился, взял классический репортажный формат и очень широкий список героев с богатой географией. В итоге даже Никсель Пиксель и Залина Маршенкулова выглядели намного адекватнее, чем их обычно представляют в медиа. Но истории из Ростова и Челябинска – это просто топ.
«Почему 2007-й год такой важный?» Ребята из «Вписки» – красавцы и сделали отличный выпуск почти на ту же тему. Но «старичок» Пивоваров, почти ни разу с ними не пересекаясь, создал нечто совершенно другого уровня, вспомнив не только о субкультурах, но и о политике, медиа, интернете и других элементах ушедшей эпохи. Крутая аналитика вместо эксплуатации ностальгии – так на ютубе даже как-то не принято.
Топлес
Многие блогеры из научпоп-сегмента давно научились снимать зрелищные видео, но формат документального кино пока пробует лишь один – самый популярный, богатый и опытный. Яна Топлеса часто критикуют за излишний акцент на «поп» в слове «научпоп», но по факту иной подачей среднестатистического зрителя ютубчика не заинтересовать сложным научным контентом. Поэтому сценарий, монтаж и юмор (редко удачный) канала Топлес – как раз главные достоинства видосов, позволяющих быстро окунуться в суть темы.
Выпусков, которые можно назвать документальными видео, на канале пока два: про новый рэп и про влияние железного контейнера на глобализацию. Первый даёт содержательный культорологический анализ феномена «новой школы», а второй рассказывает о самом недооценённом изобретении прошлого века. В обоих случаях Ян в очередной раз нестыдно встроил рекламную интеграцию, благодаря которой снял полноценные фильмы с поездками, инфографикой и спикерами. Наверняка за таким форматом будущее научпоп-сегмента, который в российском ютубе развивается крайне бодро.